Лайские

железоделательные заводы
(нижний и верхний)
Историческая справка

Место нахождения объекта:

пос. Лая, ул. Тагильская


Сохранность:
сохранились фрагменты плотины пруда бывшего Нижнелайского завода. Плотина Верхнелайского пруда – железобетон, историческая не сохранилась. Сооружения завода не сохранились.


Координаты:
(плотина Нижнелайского пруда): 58.054547, 59.931350

Лайский завод – один из старейших металлургических заводов Среднего Урала, один из первых «демидовских», действовавший с 20-х гг. XVIII в. до нач. XX в.

Построен Никитой Демидовичем Демидовым (Антуфьевым) в Верхотурском уезде на р. Лая, притоке р. Тагил, впадающей в р. Туру, в 20 верстах к северу от Нижнетагильского завода, «на государственных порозжих и кортомленных у вогулич землях». Завод строился без позволительного указа Берг-коллегии, на основании именного указа Петра 1 от 8 марта 1702 года, по которому Никите Демидову разрешалось на отведенной ему земле «леса рубить и уголье жечь и всякие заводы строить».

Завод строился как передельный, призванный перерабатывать в железо чугун, выплавленный мощными домнами Нижнетагильского завода. Были построены плотина, молотовая фабрика с 3 кричными молотами, колотушечная фабрика и кузница. Завод пущен и начал выковывать железо 23 ноября 1723. Чугун для переработки привозился гужом с Нижнетагильского завода, выкованные кричные куски для дальнейшей переработки снова возвращались в Нижний Тагил. В 1738 году при заводской плотине построена Акинфием Никитичем Демидовым первая в России косная фабрика, сооруженная, по его заявлению, «для славы Российской империи и всенародной пользы». После постройки в 1742 году, в полутора верстах вверх по течению реки, Верхнелайского железоделательного завода, Лайские заводы — Лайский (Нижнелайский) и Верхнелайский — превратились в значительный производственный комплекс по переработке в железо нижнетагильского чугуна.

Согласно летописи заводской церкви, первыми жителями заводского поселка и работниками на заводе были старообрядцы беспоповщинского толка, выходцы с р. Керженца Нижегородской губернии (отсюда их местное название — «кержаки»), бежавшие от церковных преследований на Урал и нашедшие на Демидовских заводах радушный и безопасный приют. В дальнейшем рабочие кадры завода пополнились за счет переселения на завод купленных Демидовым в центральных губерниях крепостных крестьян. По данным второй ревизии (1747 года), из 153 душ мужского пола, учтенных переписью, купленные крепостные люди уже составляли большинство — их было 96 душ (62,8% от общего числа), старожильцев, положенных в оклад по переписи — 39 (25,5 %), пришлых, «не помнящих родства» — 8 (5,2 %), «оставленных до указу», позже зачисленных в разряд «вечноотданных» — 10 (6,5 %).

Оба Лайских завода работали как одно предприятие, составляли единый промышленный комплекс, их продукция учитывалась совместно. По данным Генерального описания 1797 года, на обоих Лайских заводах имелись 2 молотовые фабрики с 4 кричными горнами и 2 кричными молотами. При заводах числилось собственных заводовладельцев крепостных мастеровых и работных людей 258 душ мужского пола и 5 душ казенных мастеровых. Приписных крестьян завод не имел.

В начале XIX века на Лайских заводах действовали 4 молота, выковывалось кричного железа в год от 30 до 44 тысяч пудов. Им принадлежала заводская дача площадью (по данным Генерального межевания) в 27,1 тысяч десятин, из которых 23,5 тысячи находились под лесом. Дача не только полностью обеспечивала заводы древесным топливом, но и заготавливаемый в ней древесный уголь в больших количествах (до 4 тысяч коробов ежегодно) поставлялся Выйскому заводу. В 30–40-х годах заводовладельцами переселена на завод большая партия крепостных крестьян, купленных у графа Разумовского в Черниговской губернии. Переселенцы были поселены отдельно от местных мастеровых в общих избах, для них поставлена православная часовня, в 1842 году преобразованная в православную церковь. По-видимому, до этого времени потребности в такой церкви не было, т.к. большинство населения заводского поселка составляли староверы-раскольники.


В середине XIX века заводы подверглись значительной технической реконструкции. В 40-х годах установлены контуазские горны, в 1849 году введено пудлингование, в 50-х годах появились паровые машины. В 1859 году, накануне падения крепостного права, на заводах имелось 6 кричных горнов, 6 пудлинговых печей, 4 сварочные печи, 3 водяных колеса общей мощностью в 70 л. с., 2 паровые машины общей мощностью в 49 л. с. В 1860 году на заводских работах было занято 539 человек, выковано 23,6 тысяч пудов железа, в т.ч. полосового — 23,4 тысячи, сортового — 0,2 тысячи пудов.

Отмена крепостного права и переход на вольнонаемный труд привели к сокращению числа рабочих и уменьшению производительности заводов. В 1861 году на заводских работах находилось 512 человек, в 1863 — 406, в т.ч. на основных работах — 96, на вспомогательных — 310. В 1863 году, по сравнению с 1860 годом, число рабочих на заводе сократилось на четверть. Производство полосового и сортового железа было свернуто до минимума.

В пореформенный период (в статистических данных с 1863 года стал фигурировать один объединенный Лайский завод) кричное производство было ликвидировано, завод всецело переключен на приготовление пудлинговой красной болванки, из которой на Нижнетагильском заводе изготавливалось листовое железо. Полосового и сортового железа стало выделываться ничтожное количество (в 1863 году — 1,3 тысяч пудов, 1875 — 1,25 тысяч пудов), а позже их производство было совсем прекращено. В 1863 выковано пудлингового железа для красной болванки 210,9 тысяч пудов.

Были установлены прокатный стан и водяная турбина, увеличена мощность паровых машин. В 80-е годы старые пудлинговые и сварочные печи перестроены на газогенераторные, в качестве топлива стал использоваться каменный уголь. Выработка пудлинговой красной болванки была доведена до 450–490 тысяч пудов в год. В 1882 году оборудование завода состояло из 10 пудлинговых и 2 сварочных печей, 2 вододействующих и 1 парового молотов, 1 прокатного стана, 2 водяных колес общей мощностью в 70 л. с., 1 водяной турбины в 50 л. с., 2 паровых машин общей мощностью в 100 л. с. На заводе было занято 618 рабочих, в т.ч. на основных работах — 198, на вспомогательных — 420.

В конце XIX века сделаны новые шаги в модернизации заводского хозяйства. В конце 60-х водяные колеса демонтированы, всю энергию завод стал получать от водяной турбины и паровых машин, в 90-е число прокатных станов увеличено до трех, в 1903 установлен новый паровой молот, в 1904 году поставлен второй паровой молот в 2,5 тонн, перевезенный из Висимо-Шайтанского завода. В 1900 году изготовлено пудлинговой болванки 452,3 тысяч пудов, на заводе было занято 970 рабочих, в т.ч. на основных работах — 154, на вспомогательных — 816.

В годы экономического кризиса (1900–1903 гг.) и последующей промышленной депрессии завод начал снижать свою производительность, но все же она продолжала оставаться на достаточно высоком уровне, т.к. листовое железо и в годы кризиса продолжало пользоваться спросом на рынке.

Экономический кризис и затянувшаяся промышленная депрессия подорвали финансово-экономическое положение демидовских Нижнетагильских заводов и поставили их на грань банкротства. Заводовладельцы — наследники П.П. Демидова, князя Сан-Донато, не желая тратить деньги на поддержание деятельности старых, нерентабельных или малорентабельных заводов, взяли курс на их закрытие. Лайский завод, несмотря на ряд осуществленных на нем технических усовершенствований, оставался заводом с морально устаревшим производством и изношенным оборудованием. В августе 1909 года завод закрыт, его оборудование демонтировано.

Литература и источники:

  1. Нижнетагильские и Луньевские заводы наследников П.П. Демидова. Нижний Новгород, 1896.
  2. Кривощеков И.Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губ. Пермь, 1910.
  3. Гаврилов Д.В. Металлургические заводы Урала, XVII-XIX вв, Екатеринбург, 2001.
Смотрите также