Мариинский
железоделательный завод
Историческая справка

Место нахождения объекта:

пос. Мариинск


Сохранность:
В селе Мариинск сохранилась деревянная плотина пруда Мариинского железоделательного завода – на сегодня это единственная деревянная заводская плотина демидовского завода в Свердловской области. Завод не сохранился (закрыт и разрушен в годы Гражданской войны), его остатки уничтожены в 1950-е гг. при устройстве Новомариинского водохранилища.


Координаты:
56.612220, 59.878859 (плотина заводского пруда)
Вспомогательное предприятие Ревдинского завода, специализировавшееся на производстве полосового, сортового, листового и кровельного железа.

Основан в 1840 на р. Ревда, притоке Чусовой, в 68 верстах к юго-западу от Екатеринбурга, в 25 верстах от Ревдинского завода. В начале 1840-х являлся собственностью Марии Денисовны Демидовой, позднее принадлежал собственникам Ревдинского горного округа. В 1841 на предприятии имелось 6 кричных горнов, 6 кричных молотов, четырехцилиндровая воздуходувная машина, обслуживавшая 6 огней. Из-за недостатка воды завод обычно действовал 7–8 месяцев в году. В 1841 из 81 тыс. пуд чугуна, доставленного с Ревдинского завода, изготовлено 58,4 тыс. пуд полосового железа, при этом использовано 9,2 тыс. коробов древесного угля. Древесный уголь заготавливался в даче Ревдинского завода. В 1860 на заводе существовали кричная и пудлинговая фабрики, в последней находились 4 пудлинговые печи и 1 сварочный молот, произведено 70,3 тыс. пуд железа, которое в основном отправлено на Нижегородскую ярмарку. На заводе трудилось 76 рабочих.

На рубеже 1860–1870-х гг за заводовладельцами накопилось большое количество казенных долгов, Ревдинские заводы оказались под опекунским управлением. Производство велось в самых ограниченных размерах, казенные долги из-за неплатежа прежних ссуд и текущих податей продолжали накапливаться. Завод приносил убытки. В феврале 1870 объявлены торги на Ревдинские заводы, но на них никто не явился. В 1873 завод в составе Ревдинского округа перешел к М. Пермикину, попытавшемуся начать обновление производственных мощностей: организовано листокатальное производство с приготовлением кровельного железа, но этому моменту М. Пермикин оказался на грани разорения и в 1879 по его делам учреждено опекунское управление.

В 1870-х все заводские здания были деревянными, имелись 2 фабрики (кричная и пудлинговая), расположенные по обе стороны от вододействующего ларя. В кричной фабрике находились 1 горн с двумя огнями и 2 молота. Фабрика часто не действовала из-за постоянной нехватки чугуна. Рядом с кричной находилось недостроенное здание токарной фабрики, а также недостроенный листокатальный стан. В пудлинговой фабрике имелись 3 двухместных пудлинговых печи, обжимной хвостовой молот, 1 недействующая калильная печь, построенная для прокатки из кричной болванки шинного или чернового листового железа. Рядом с печью располагался прокатный стан, приводимый в движение двумя наливными колесами. Имелись также 2 одноместные сварочные печи, которые давали за смену по 160 пуд пудлингового шинного железа. При печах находился прокатный стан с двумя парами валков, на котором каталось шинное железо, а также прокатный стан для прокатки мелкосортного круглого железа. При всех станах имелись ножницы.
Кроме того, существовали кузнечный горн, амбар для хранения железа и чугуна и двое весов, кирпичный сарай с обжигательной печью на 12 тыс. штук красного кирпича, изба для выделки «белого» кирпича и печь для обжига на 4 тыс. штук. Красная глина добывалась непосредственно у сарая, а белая доставлялась с Бисертского завода. Заводская плотина со спусковым прорезом на 6 запоров имела длину около 150 сажен (319,5 м), полный скоп воды составлял 10 аршин 4 вершка (7,3 м). С Ревдинского завода на Мариинский поступали как чугун, так и пудлинговые куски, из которых производилось полосовое и сортовое железо. В свою очередь с Мариинского завода в Ревдинский отправлялись обрезки (около 10 тыс. пуд) и древесный уголь.


«Заводской пруд изобилен водою и служит хорошим запасным резервуаром воды для пруда Ревдинского завода, который сам по себе имеет важное значение при сплавке караванов по Чусовой. По заявлению местных жителей, из Мариинского завода возможен по р. Ревде к Ревдинскому заводу сплав не только плотов, но даже полубарок в 14 сажень длиною, с грузом в 3 тысячи пудов и обратный подъем их к Мариинскому заводу. Селение Мариинского завода расположено в яме; улицы грязны; в воздухе чувствуются какие-то тяжелые испарения. Главная масса хороших лесов Ревдинской дачи, состоящего из старого ельника, находится вблизи Мариинского завода», - свидетельствовал горный инженер И. Котляревский, посетивший Мариинский завод в 1860-е гг.

В 1880-х на заводе сделана попытка расширения ассортимента продукции: началось производство листового и кровельного железа: в 1884 его произведено 55 тыс. пуд, в то время как полосового и сортового — 43,4 тыс. В качестве двигателей использовались 4 водяных колеса общей мощностью в 120 л.с. и 2 турбины общей мощностью в 80 л.с. (данные 1883). На основных заводских работах было занято 85 чел., на вспомогательных — 23. В 1883 имелось 3 пудлинговых, 2 сварочных и 4 калильных печи, 5 кузнечных и якорных горнов, 3 вододействующих молота, 4 прокатных стана; произведено 115 тыс. пуд пудлинговых кусков.

Однако ставка на производство листового и кровельного железа не оправдалась, поскольку оно распродавалось далеко не полностью. Из-за проблем со сбытом этих сортов на заводе в 1890 остановлен листокатальный стан и прекратилось выделка листового железа. В 1890 из произведенных 93,9 тыс. пуд готового железа основную массу составляло полосовое и сортовое (86,8 тыс. пуд), остальное количество приходилось на обрезки. В этом же году по делам наследников М. Пермикина учреждено конкурсное управление, от которого в 1897 завод перешел к известному петербургскому предпринимателю В.А. Ратькову-Рожнову.

Новая смена владельцев не принесла существенных улучшений для завода, а с началом экономического кризиса 1900–1903 и последующим промышленным спадом произошло заметное сокращение объемов производства. В начале XX в. завод периодически останавливался, а затем возобновлял производство. В 1902 возобновлено производство листового железа (произведено 1,9 тыс. пуд), которое постепенно расширялось, вытесняя производство сортового железа.

Одновременно происходило сокращение количества пудлинговых печей. В 1905 действовали 1 пудлинговая, 1 сварочная, 3 калильных печи, 1 вододействующий молот и 1 прокатный стан. В качестве двигателей использовались 2 вододействующих колеса в 54 л.с. и 1 турбина в 75 л.с. (в 1910 — 1 колесо в 33 л.с. и 2 турбины в 200 л.с.). На основных работах трудилось 140 человек, на вспомогательных — 75. В 1907 установлена паровая машина мощностью в 100 л.с. для прокатного стана, в 1908 сооружены прокатный и листокатальный станы, в 1909 установлен второй листокатальный стан, а паровая машина перенесена на Ревдинский завод. В 1912 произведено 103,3 тыс. пуд готового железа. 13 сентября 1913 владельцем завода стал П. Солодовников, который уже в 1914 закрыл его «по причине убыточности производства».

17 марта 1918 декретом СНК завод национализирован, в период Гражданской войны оборудование разграблено, обветшало, цехи разрушены. После завершения гражданской войны, оценив масштаб разрушения и состояние основных фондов завода, требовавших больших капитальных вложений, его восстановление было признано не целесообразным. Завод был закрыт в 1921.


Интересные факты:
Поселение на месте будущего Мариинска возникло в конце 18 века, местные жители занимались углежжением для нужд близлежащего крупного Ревдинского чугуноплавильного и железоделательного завода.
Произведенный Мариинским заводом чугун отправлялся вниз по р. Ревде на полубарках для дальнейшего передела на Ревдинском чугуноплавильном и железоделательном заводе.
Пруд Мариинского завода служил «запасным» для Ревдинского и в случае необходимости спускался.
«Побочной продукцией» Мариинского железоделательного завода был кирпич: на заводе действовали обжигательные печи для красного (строительного) и белого (огнеупорного) кирпича.
Литература и источники:

  1. Котляревский И.П. Описание частных округов, назначенных к продаже за казенные долги (Ревдинский округ) // Горный журнал, 1870.
  2. План реконструкции метал. заводов Уральского региона в период перехода к НЭПу. М., 1922.
  3. В.П. Микитюк, В.А. Тюрин. Металлургические заводы Урала, XVII-XIX вв., Екатеринбург, 2001.
Смотрите также