Нижнесалдинский
железоделательный завод
Историческая справка

Место нахождения объекта:

г. Нижняя Салда


Сохранность:
На территории бывшего демидовского завода расположен Нижнесалдинский металлургический завод (НСМЗ), на его площадке – дореволюционная доменная печь. Прочие заводские сооружения разрушены поздними перестройками. Рядом с плотиной расположено старое здание заводоуправления (постройки второй половины 19 века).


Координаты:
58.071571, 60.717521 (плотина, перестроенная в 1860-е гг.)
В конце 1750-х горнозаводская империя Акинфия Никитича Демидова распалась и была поделена между наследниками. Тагильская часть в составе шести заводов досталась Никите Акинфиевичу Демидову. В то время до 52 % тагильского качественного металла шло на внеш. рынок. В таких условиях Никите Демидову необходимо было наращивать производство, но имеющиеся мощности на заводах, особенно по запасу воды были ограничены. В 1760 на р. Салде построен Нижнесалдинский железоделательный завод по переработке чугуна в железо кричным способом. Первоначально на заводе была одна фабрика с четырьмя молотами и двумя горнами. За первый год работы было произведено 22 189,5 пуд железа. В дальнейшем производство расширяется и к 1800 завод имел 24 горна, 15 молотов,11 водяных колес. К 1800 производилось более 95 тыс. пуд железа в год с маркой «Старый Соболь».

Чугун поступал с Нижнетагильского завода. С пуском Нижнесалдинского завода возможности по поставке чугуна для передельных заводов с Нижнетагильских доменных печей были исчерпаны. Поскольку Нижнесалдинский завод был самым мощным передельным заводом в Нижнетагильской группе и доставка чугуна с Нижнего Тагила вызывала затруднения из-за значительного расстояния (60 верст), Никита Акинфиевич Демидов решил построить новый завод с доменным производством в непосредственной близости от Нижнесалдинского. С разрешения Берг-коллегии построили новый Верхнесалдинский доменный и передельный завод в 16 верстах от Нижнесалдинского.

В 1840 на заводе внедрен более совершенный способ выделки железа методом пудлингования. Установили катальные машины. В 1851–1855 управителем завода Я.С. Колногоровым впервые на Урале освоено производство железнодорожных рельсов из пудлингового железа. В нач. 1870-х управителем К.П. Поленовым применена термообработка головки рельса. Рельсы Нижнесалдинского завода были признаны лучшими в России. Первая железная дорога Москва–Санкт-Петербург–Варшава построена из нижнесалдинских рельсов. В 1903 при постройке трамвайного пути в Санкт-Петербурге применялись также нижнесалдинские рельсы.

С 1870 на Нижнесалдинском заводе строятся доменные печи. Впервые в России К.П. Поленов внедрил подачу горячего воздуха с температурой 500 °C в доменную печь при помощи воздухонагревателя «Каупер», в результате производство чугуна увеличилось более чем в полтора раза.

Важным событием в уральской металлургии был пуск в 1875 на Нижнесалдинском заводе первого крупного бессемеровского цеха. К.П. Поленов модернизирует бессемеровское производство. Он обнаружил, что если чугун не просто расплавлять, но еще дополнительно перегревать, то процесс бессемерования идет гораздо интенсивнее, сталь получается более высокого качества и исключает возможность застывания металла в конверторе. Этот метод получил название «Русского способа бессемерования», но теоретически свой метод К.П. Поленов обосновать не смог. Теорию бессемеровского процесса по методу К.П. Поленова позднее обосновал В.Е. Грум-Гржимайло. Первая бессемеровская фабрика представляла собой каменное здание с массивными стенами из дикого камня размером 15 на 30 м, высотой 12 м. В здании помещались два конвертора по 5 т каждый. Все оборудование — конвертор, ковш, подъемные краны, воздуходувные машины приводились в действие гидравлическими двигателями. Чугун перегревался в четырех отражательных печах «Сименс» вместимостью 5–6 т каждая. Жидкий чугун из доменных печей вливался в отражательную печь, к нему добавлялась присадка железных обрезков, учитывая качество чугуна — до 25%.

Перегрев продолжался от двух до трех часов до температуры 1250 °С. Отражательные печи отапливались от дровяных генераторов. В 1915 – 1916 печи переведены на доменный газ. Работа велась на один конвертор — другой был запасным. В сутки производилось 10–12 операций. Готовилась главным образом рельсовая сталь и в 1914 –1917 — снарядная. Производительность бессемеровской фабрики — до 42 тыс. т в год.

В 1914 –1916 на заводе построены более мощные доменные печи. Реконструируется бессемеровский цех. В просторном здании металлической конструкции установили два новых конвертора по 6,5 т каждый. В движение конверторы приводились от гидравлического двигателя, воздух для продувки подводился от турбокомпрессора. Для обслуживания цеха установили два электрических мостовых крана грузоподъемностью 30/ 10 т каждый. Производительность нового цеха — до 65 тыс. т стали в год.

В 1880-х на заводе организовано массовое производство стальных рельсов. Прокат железных (пудлинговых) рельсов прекращен. К концу XIX в. увеличивается выпуск чугуна и стали, назрела необходимость в организации прокатного производства.

В 1896–1901 под руководством К.П. Поленова и В.Е. Грум-Гржимайло строится новый прокатный цех — один из крупнейших в России. Стан дуо-800 (диаметр прокатных валков — 800 мм) состоял из трех рабочих клетей — обжимной, черновой, отделочной. Приводом стана была паровая реверсивная машина мощн. 6000 л.с. Стальные рельсы на новом стане прокатывались за 7 пропусков, тогда как на других уральских заводах и заводах центральной России за 9–11 пропусков. В начале XX в. Нижнесалдинский завод считался одним из передовых мощных заводов Тагильской группы и на Урале уступал только Надеждинскому заводу.

В 1918 декретом Советской власти заводы Тагильской группы были национализированы. В 1919 на Нижнесалдинском заводе прекращается бессемеровское производство стали, 100-тонный миксер жидкого чугуна переделывается на мартеновскую качающуюся печь емкостью 50 т. В годы Гражданской войны завод почти не работал. С 1922 по 1923 — на консервации из-за отсутствия сырья и топлива. В июне 1924 на домне №6 впервые на Урале проведены опытные плавки чугуна на кузнецком коксе вместо древесного угля. В 1928 построен и пущен в эксплуатацию цех рельсовых скреплений. В прокатном цехе осваивается полоса для подкладок и накладок рельсовых скреплений. Осваиваются новые профили проката швеллера, двутавровые балки и другая продукция. Прокат рельсов прекращен. В 1938 строится разливочная машина жидкого чугуна. В доменном цехе ликвидируется тяжелая профессия «чугунщик», разбивающий чугунные формы после разливки чугуна.

В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 в мартеновском цехе освоена выплавка никелевых и других спецсталей для оборонной промышленности. В 1942 – 1945 на рудном дворе доменного цеха внедряется экскаватор, рудничные электровозы, ленточные транспортеры. В 1943 Нижнесалдинскому заводу вручено переходящее Красное Знамя ГКО. В 1944 году на заводе строится вторая мартеновская печь на 100 т, качающаяся мартеновская печь переделывается на стационарную 100 т садку. В 1956 доменная печь № 1 капитально реконструирована, объем печи 349 куб. м, автоматизирована загрузка шихты.

В 1958 Нижнесалдинский и Верхнесалдинский заводы объединены. Завод стал называться Салдинским металлургическим. В 1958 доменная печь № 2 остановлена и ликвидирована. 1960–1974 наибольшее развитие получило мартеновское производство. В этот период производство стали возросло в 2,5 раза за счет увеличения садки печи до 175 т, внедрения комплексной автоматизации теплового режима и других организационно-технических мероприятий. В 1961 на месте мартеновского цеха верхнего участка построен цех марганцовистого литья. Завод выпускает крестовины для стрелочных переводов железнодорожных путей, щеки и конуса дробилок и другие детали для горного оборудования. В настоящее время завод работает над укреплением позиций на рынке рельсовых скреплений — осваивает новые перспективные виды рельсовых скреплений и проводит технические мероприятия по повышению их качества.
Интересные факты:
Рельсы, катанные на Нижнесалдинском заводе в середине 19 века, были признаны лучшими в России. Нижнесалдинскими рельсами проложена железная дорога Москва – Санкт-Петербург – Варшава, ими же – первая линия трамвая в Санкт-Петербурге в начале 20 века.
В 1870 году на Нижнесалдинском заводе впервые в России построены доменные печи с подачей внутрь разогретого до 500 градусов воздуха, что обеспечило рост производительности чугуна в полтора раза.
Паровой прокатный стан Нижнесалдинского завода в начале 20 века – один из крупнейших в России, что обеспечивает бум железнодорожного строительства в стране поставками рельсов.
В годы Первой мировой и Великой Отечественной войны Нижнесалдинский завод производил высококачественную снарядную сталь, в том числе с легирующими (никелевыми) добавками.
После Гражданской войны завод первым на Урале перешёл с древесного угля на каменный, поставлявшийся с Кузбасса.
Литература и источники:

  1. Сюньков К.Г. Салда. Свердловск, 1980.
  2. Н.В. Теляшов, Л.И. Замураев. Металлургические заводы Урала, XVII-XIX вв, Екатеринбург, 2001.
Смотрите также