Новоуткинская
пристань
Историческая справка

Место нахождения объекта:

с. Слобода


Сохранность:
Никаких сооружений пристани не сохранилось. Впрочем, достопримечательности села Слобода заслуживают не меньшего внимания: подвесной мост, Георгиевская церковь, Слободской камень и пещера в его основании.


Координаты:
Координаты: 57.025133, 59.545467
Еще в 1651 году в верховьях реки Чусовой при впадении в нее реки Утки была основана Уткинская слобода. В начале XVIII века (1703 год) здесь и была построена первая на Урале пристань. Строилась она одновременно с первыми казенными железными заводами: Каменским, Невьянским и Уктусским.

Новоуткинская пристань была построена близ Уткинской слободы по указу Петра Первого в 1701–1702 годах и предназначалась в основном для сплава продукции мелких уральских казённых заводов. Первоначально называлась Уткинской пристанью.

В марте 1703 года тобольский воевода князь Черкасский отправил в Чусовскую слободу Семёна Резанова и служивого человека Ивана Станикеева вместе с 400 тобольскими крестьянами для строительства грузовых судов. В версте от села напротив устья реки Утки на правом берегу Чусовой устроили пристань и верфь. 27 апреля первый караван с продукцией Каменского казённого завода (350 пушек) был отправлен по реке.

При пристани имелись: кузница для ковки новых и починки старых инструментов, амбары для содержания различных припасов, в том числе привозимого с заводов железа, пушек и снарядов.

В 1729 году недалеко от пристани была построена пильная мельница. Отныне на строение судов предписывалось «топорами никаких досок не тесать, но все пилить, дабы напрасно лес не тратился». Суда для сплава — струги, дощаники, коломенки, барки строили крестьяне из разных деревень Верхотурского и Тобольского уездов.

Для отправки первого каравана в 1703 году недалеко от пристани были построены небольшие по размеру дощаники: 7 саженей (14.7 м) в длину и 2 сажени (4.2 м) в ширину. В каждый нагрузили по 300 пудов (4,9 т.). В дальнейшем их размеры и грузоподъемность увеличились во много раз. Вот их описание того времени:

«Большие коломенки длиной 17 саженей (45.7 м), шириной 3 сажени (6.3 м), высотой 2 сажени с пол-аршином (4.6 м). Груз берут до 8000 пудов (130.4 т.), причем углубляются в воду на пять и шесть четвертей, а без груза на одну четверть. Коломенки плоскодонны. Дощаники со дна подбористы, длиной 17-18 саженей, шириной — 4. Для их строения употребляется сосновый и еловый пильный и шорный лес. Они бывают с палубами или не покрытые. На полу и корме по длине их лежащие на перевязи поносные (громадные весла: бревна с широкими досками на концах) — служат для управления ходу. Для ускорения ходу употребляются гребки (небольшие весла). Всякое такое судно снабжается снастями (канатами) и якорем». Барки были с более тупыми носами, короче и ниже коломенок, имели меньшую осадку и грузоподъемность.
Каждое такое судно прочно скреплялось железными и деревянными гвоздями и болтами, конопатилось пенькой и паклей, а потом заваривалось смолой. При нем полагалось иметь несколько лодок, которые делались из досок толщиной 1 дюйм (2.5 см), чтобы быть легкими и в длину имели 3 1 сажени (6.3 м), а в ширину — 1 аршин (71 см).

На одной из коломенок, где будет находиться караванный управитель, строили две каюты — одну для казны, другую для снастей и всяких припасов. На строительство одного такого судна расходовалось в среднем 300 бревен»
.

В 1721 году Чусовскую слободу посетил капитан артиллерии В. Н. Татищев, назначенный в то время командиром Уральских и Сибирских заводов. Одна из его задач состояла в том, чтобы найти новый, более лёгкий сухой путь от казённых Уктусского и Каменского заводов к Уткинской пристани. Слободские крестьяне показали Татищеву тропу, одну из тех, что издавна проторили в Сибирь беглые. Тропа шла вдоль левого берега Чусовой, потом пересекала реку и выходила на дорогу, ведущую от Полевского рудника к Уктусскому заводу. «Для облегчения провоза продукции Уктусского и Каменского заводов на Уткинскую пристань крестьянскими подводами, а казне прибыль учинить» - В. Н. Татищев распорядился сделать просеку, а через болота проложить гати. Тем не менее, путь от Уктусского завода до Уткинской пристани составлял 90 вёрст. Поэтому на середине этого пути было решено поставить избы для приюта проезжих. Из Чусовской слободы сюда переселили несколько семейств из рода Колобовых и Четаевых. Так появилась деревня Подволошная.

С 1731 года караваны с Уткинской пристани стали уходить каждую весну. В середине XVIII века на реке Чусовой от Ревды до Уткинской пристани действовали четыре завода: два принадлежали Демидовым (на реках Ревда и Шайтанка), один — Строгановым (на реке Билимбаиха), один — казне (на реке Верхняя Утка). Помимо грузов с казенных заводов, от Уткинской пристани отправлялись барки с металлом частных – в первую очередь – Демидовских заводов.

Когда в 1735 году заработал Екатеринбургский монетный двор, с казенной Новоуткинской пристани стали отправлять и медную монету. Во второй половине XVIII века сюда стала свозиться в основном продукция сысертских заводов, владельцами которых были Турчаниновы, а потому и пристань в то время называлась Турчаниновской.

После основания на р. Утке чуть выше по её течению казенного чугуноплавильного и железоделательного завода в 1749 году завод, для отличия от демидовского Староуткинского, назвали Новоуткинским. Позднее так стали называть и пристань в селе Уткинская слобода – Новоуткинской пристанью.

Зимой 1843 года на Новоуткинскую пристань из Барнаула прибыли особые сани со 154 лошадьми, которые везли знаменитую Большую Колыванскую вазу. Вазу погрузили на баржу для отправки в столицу. Ценный груз был доставлен в Петербург через полгода.

Сплавы продукции с Новоуткинской пристани продолжались до начала 20 века.
Интересные факты:
С Новоуткинской пристани (в то время называлась просто Уткинской) 27 апреля 1703 года был отправлен первый в истории реки Чусовой «железный караван» с продукцией казённых заводов. Преимущественно – с пушками Каменского завода.
Пристань в разные годы своего существования называлась по-разному: Уткинская, Турчаниновская, Новоуткинская. Не проще и с населенным пунктом, который в разное время назывался Утка государева, Чусовская слобода, Уткинская слобода.
Место в излучине Чусовой, где располагалось село и пристань, показалось в 1721 году В.Н. Татищеву настолько удобным, что он всерьез подумывал учредить столицу горного ведомства здесь.
С пристани отправлялись грузы различных предприятий: и демидовских, и строгановских, и турчаниновских, и казенных металлургических заводов. Необычным грузом были медные заготовки и монеты Екатеринбургского монетного двора и 19-тонная Колыванская ваза из яшмы – самая большая ваза в мире.
Литература и источники:

  1. Зенкова Л.В. Железные караваны. Каменск-Уральский, 2017.
  2. Миллер Г. Ф. История Сибири. Т.3. М., 2005.
  3. Село Слобода. Чусовая России (чусовая.рус).
Смотрите также