Пристань
Сулём
Спуск барок на Чусовой,
фото Метенкова, 1893
Историческая справка

Место нахождения объекта:

село Сулём


Сохранность:
Плотина, перегораживавшая в XVIII и XIX вв. устье р. Сулём не сохранилась – срыта в середине ХХ века, как мешавшая сплаву леса по Сулёму. В селе находится музей под открытым небом, сооруженный местными жителями П.И. Гилёвым и П.А. Шмаковым. Тут, в частности, можно увидеть массивные чугунные «лоты» - якоря, замедлявшие и направлявшие движение барок во время сплава.


Координаты:
57.538054, 59.128724 (устье р. Сулём)
Село на берегу реки Чусовой, при впадении в неё реки Сулём, было основано русскими переселенцами во второй половине XVIII века (иногда в литературе встречается неподтвержденная дата - 1671 год). В 1715 году правый берег реки Чусовой в этих местах был передан во владение Демидовым. В 1735 году в Сулёме (эта дата и является официальным годом основания села) началось строительство пристани для отправки грузов демидовских заводов. С этой целью Акинфий Демидов завёз в Сулём крепостных из Центральной России.

Пристань была построена у устья реки Сулём в 1743 году и сразу стала основной точкой отправки «Железных караванов» с продукцией Невьянского чугунолитейного и железоделательного завода. Для спуска барок на вешнюю воду использовалась запруда, построенная в устье перегороженной плотиной реки Сулём.
Пристань в Сулёме использовалась не только для отправки продукции «гражданского назначения» - связного, прутового, кровельного железа и прочей продукции демидовских заводов, но и для отправки военных грузов. В частности, Демидовы были обязаны поставлять казне отливаемые на их заводах артиллерийские орудия и другие военные припасы. В частности, Невьянским чугуноплавильным и железоделательным заводом было поставлено Адмиралтейству: в 1721 — 22 пушки, в 1727 — 137, в 1728 — 15 пушек, по заказу 1742 — 413 пушек и ядра к ним, в 1739 – 1747 — 1744 штук якорей. О росте поставок продукции завода казне и на рынок в связи с основанием Сулёмской пристани свидетельствует число судов, отправленных одним только Невьянским заводом в весенних караванах: в 1706 — 7, 1723 — 13, 1733 — 37, 1745 — 62 судов. Обязательные поставки с частных заводов были отменены Манифестом 21 мая 1779.

После строительства Усть-Уткинской пристани в 1770-е годы, а также после перехода Невьянского завода во владение семьи Яковлевых, значение Сулёмской пристани постепенно снижается.

Помимо пристани для отправки караванов, в Сулёме действовал причал для «транзитных» барок, следовавших от пристаней, расположенных выше по Чусовой. В частности, тут останавливались барки, шедшие от Уткинской пристани с продукцией Екатеринбургского монетного двора, механической и гранильной фабрики Екатеринбурга, также продукцией заводов Каменского, Сысертского и Верх-Исетского горные округа.

Причал в Сулёме последний раз был перестроен в 1898 году. С конца XIX века в связи с развитием железнодорожного сообщения отправка барок по Чусовой становится всё более редким делом. Местное население, ранее занятое преимущественно на постройке барок, переориентировалось на отправку сплавного леса. Численность постоянного населения в Сулёме в течение ХХ века постоянно снижалась, составив к нашим дням всего лишь около 50 человек.
Интересные факты:
Село Сулём расположено на обеих берегах реки Чусовой. Для доступа на левый берег жители ранее пользовались пешеходным мостом.
Название «Пристань» всё еще используется для обозначения части села, примыкающей к устью реки Сулём.
На берегу Чусовой близ устья р. Сулём находятся обнажения известняков, в которых нетрудно обнаружить палеонтологические древности – окаменелые следы морских беспозвоночных мелового периода.
По пути на Чусовой сплавщиков поджидали … «пираты». Жители деревни Пермяковой специально заманивали неопытных сплавщиков в узкую протоку между островом Золотой и берегом, где барки садились на мель. Жители деревни вымогали плату за перегрузку металла, либо просто грабили сплавщиков.
Литература и источники:

  1. Вяткин М. П. Горнозаводской Урал в 1900—1917 гг. — М.-Л.: Наука, 1965.
  2. Горнозаводская промышленность Урала на рубеже XVIII—XIX вв. Сборник документальных материалов. — Свердловск, 1956.
  3. Зенкова Л.В. Железные караваны // Страницы истории Каменска-Уральского. Сборник статей. – Каменск-Уральский, 2017.
  4. Путеводитель rekachusovaya.ru // Село Сулём и музей под открытым небом.
Смотрите также