Ревдинский
чугуноплавильный и железоделательный завод
Историческая справка

Место нахождения объекта:

город Ревда


Сохранность:
деревянная плотина уничтожена в 1964 году, заменена железобетонной. На территории бывшего завода располагаются производственные площадки НЛМК-Урал.


Координаты:
56.794798, 59.938182 (бывшая заводская плотина)
Завод основан в 1734 Акинфием Демидовым на р.Ревда (приток р. Чусовая) на землях, купленных у башкир Катайской волости Сибирской дороги.

Строительство Ревдинского завода началось 2 мая 1732 г. Завод был построен за полтора года: уже 1 сентября 1734 г. завод выдал первый чугун. Этот день считается датой основания Ревды.

Неоднократно менял владельцев: с 1745, 1829, 1843 Демидовы, с 1805 А.В. Зеленцов, с 1817 А. и П. Зеленцовы, с 1819, 1879 казна, с 1835 Государственный заёмный банк, с 1873 Г.М. Пермикин, с 1897 В.А. Ратьков-Рожнов, с 1913 П.Г. Солодовников.

Входил в Ревдинский горный округ. В конце 18 века заводу принадлежало более 96 тыс. десятин земли. Имел 2 доменные печи, 20 горнов, 10 молотов, в конце 18 века — 2 доменные печи, 25 горнов, 11 молотов, 2 плющильных стана, в начале 20 века — 2 доменные, калильную, отражательную, 6 пудлинговых, 3 сварочные печи, 3 молота, 4 прокатных стана, 18 кузнечных горнов.

В конце 18 века на заводе числилось крепостных крестьян — 1996, приписных крестьян — 2374, в начале 20 века рабочих — 2140. В 1783-96 гг выплавлено 3124,8 тыс. пудов чугуна, среднегодовая производительность составила 240,9 тыс. пудов. В 1760 произведено 97 тыс. пудов чугуна и 59,5 тыс. пудов железа, 1800 — соответственно, 329,5 пуд и 76,4 пуд, 1860 — 649,5 пуд и 211,2 пуд, 1900 — 603,1 и 356,7, 1913 — 678,2 тыс. пудов чугуна, 740,3 тыс. пудов железа, 850,3 тыс. пудов стали.
Завод неоднократно потрясали народные волнения. В ходе Крестьянской войны 1773-75 гг. под предводительством Пугачева завод был занят восставшими, около 200 заводских крестьян присоединились к повстанцам. В 1800, 1824—26 и 1841 произошли волнения рабочих-углежогов, требовавших уменьшения объёмов поставок угля.

В конце 1840-х гг. введено пудлингование (до 1907). В конце 50-х гг. 19 века освоено медеплавильное производство (получено 4,3 тыс. пудов меди); в 1907 введено мартеновское производство.


Академик Безобразов, обозревавший Ревдинские заводы в 1867 г., пишет о них в своем отчете: «Главная причина расстройства – крайняя беспорядочность в заводоуправлении. Огромные суммы денег были брошены на всякого рода увеселительные заведения (в том числе, например, домашний театр) и постройки, возведение и содержание которых господствовали над всякими хозяйственными расходами, - не говоря уже о непроизводительной трате занятых денег за чертою имения, не оставившей никаких следов в самом имении. Хозяйственные затруднения, возникшие впоследствии с дороговизною провианта, и кризис, в отношениях к рабочим, потребовавший значительных наличных капиталов, нанесли последние смертельные удары этому расстройству дела, или лучше дали повод ссылаться на эти затруднения в оправдание расстройства хозяйства, которое нисколько от них не зависело, и - разве только, при произвольном распоряжении рабочею силою, могло бы несколько долее протянуться».

После начала Первой мировой войны на Ревдинском заводе выпускали снарядную сталь, металл для военных нужд (никелевый чугун и другие металлы), снаряды, проволоку. В 1915 к заводу подведена Пермская железная дорога.

После революции в 1918 году был национализирован. На базе Ревдинского завода впоследствии был создан метизно-металлургический завод.

С 1925 по 1930 находился в концессии у акционерного общества «Лена–Голдфилдс». В конце 1920-х гг. на заводе построены волочильный, гвоздильный цехи, цех оцинкования проволоки. Большого подъема производство достигло в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В 1941 пущен в эксплуатацию шурупный цех, в 1943 построен новый мартеновский цех, организовано производство винтов, заклепок. Объем производства колючей проволоки возрос в 1941 более чем в 50 раз, резко увеличилось производство цепей, шплинтов. В годы войны завод выпускал продукцию для авиационной, танковой промышленности, гильзы для «Катюш».

В послевоенные годы завод подвергся коренной реконструкции. В 1949 вновь построены сталепроволочный цех, в 1951 — оцинковальный, в 1953 — гвоздильный. В 1956 проведена реконструкция прокатного цеха, были механизированы и автоматизированы многие производственные операции.

К концу 80-х годов в связи с реконструкцией завод превращается в крупнейшее предприятие страны по производству метизов, сохраняя свои позиции до сих пор.
Интересные факты:
К концу XVIII века Ревдинский завод был одним из крупнейших чугуноплавильных заводов того времени, выпуская 200-300 тыс. чугуна в год и уступая только Нижнетагильскому заводу.
Ревдинским кровельным железом, отличавшимся высочайшим качеством, покрыта крыша Вестминстерского аббатства в Лондоне.
Ревдинский завод неоднократно менял владельцев и даже находился некоторое время, после банкротства, в государственном управлении и в залоге банка. Причиной называлась «крайняя беспорядочность в управлении».
Каждый пятый шуруп, выпущенный в Советском Союзе, был произведён в Ревде на предприятии – наследнике демидовского чугуноплавильного завода – Ревдинском метизно-металлургическом заводе.
Литература и источники:

  1. Ревда в судьбах и лицах / Сост. А. Ф. Курочкин, Т. С. Рудометова. — Ревда, 1999.
  2. Курочкин А. Ф. Ревда. — Свердловск: Сред. Урал. кн. изд-во, 1984.
  3. Ревдинские были: Из истории Ревд. метизно-металлург. завода. — Свердловск: Кн. изд-во, 1960.
  4. Н. К. Чупин "Географический и статистический словарь Пермской губернии", 1873.
Смотрите также