Шайтанская
пристань
Историческая справка

Место нахождения объекта:

село Чусовое («Шайтанка»)


Сохранность:
Не сохранилась. Возможно обнаружение фрагментов деревянных строений пристани. Сохранилась опорная стенка из тесаного камня, сооруженная во время перестройки пристани в 1816 году.


Координаты:
(выход из гавани в Чусовую) 57.342064, 59.248476
Утверждается, что село Старо-Шайтанское (ныне — Чусовое) было основано Демидовыми в 1721 году как пристань для отправки своих грузов в Россию. Небольшую таёжную речку Шайтанку, что впадает в Чусовую, перекрыла плотина, построенная руками старообрядцев из деревни-скита Непряхино, стоявшей на Шайтанке уже как минимум несколько десятилетий. Плотина образовала небольшой пруд длиной в 1,5 км, давший рабочую воду для пильной мельницы.
Здесь готовился пиломатериал для плотбища, где работались барки для весеннего сплава. Отсюда каждую весну уходили вниз по реке до 60 барок с железной продукцией Невьянского, Васильево-Шайтанского (Нижнешайтанского) и Верхнешайтанского, а также других заводов грузоподъемностью около 200 тонн каждая. К пристани было приписано несколько горных округов, которые отправляли свою продукцию из Шайтанки. В частности, Шайтанская заводская контора строила из собственного леса, конопатила и комплектовала коломенки по заказу Невьянской заводской конторы c последующей оплатой заказчиком выставленных счетов. Для примера, за период с 1865 по 1879 год с перерывами было изготовлено 127 коломенок, причем наибольшее число коломенок (17 шт.) пришлось на 1873 год, а за 1879 год их число составило 10 шт.

В 1816 году обветшавшая деревянная пристань была реконструирована, у пристани была построена новая опорная стенка из тесаного камня. Обсечка камня, битье свай и кладка стены производились в мае — июле 1816 года заводскими и вольнонаемными работниками в процессе устройства новой гавани при Шайтанском заводе. Одновременно осуществлялась перестройка обветшавшего шлюза в старой гавани. Строительство новой гавани и каменной стены не были завершены, предположительно, из-за дороговизны всего проекта. В дальнейшем второй прорез в плотине и канал использовали лишь как вешняк для сброса из пруда паводковой воды, а каменная стена играла роль подпорной стенки, предохраняющей берег канала от размыва.

Железная дорога, пришедшая на Урал в 1878 году, со временем уничтожила сплав железных караванов и остановила работу Шайтанской пристани. Впрочем, немногочисленное количество продукции металлургических заводов (в частности, Сылвенского) с Шайтанской пристани отправлялось вниз по Чусовой вплоть до начала ХХ века.


Литература и источники:

  1. Кафенгауз Б.Б. История хозяйства Демидовых в XVIII – XIX вв. Изд. АН СССР, 1949
  2. Борис Петров. Село Чусовое. История и география (брошюра)
  3. Геннадий Николаев, Павел Распопов. Исторические загадки села Чусовое.
Смотрите также