Уткинская
пристань
Историческая справка

Место нахождения объекта:

.с. Староуткинск


Сохранность:
на месте бывшей нижней плотины частично сохранилась гавань Уткинской пристани – заболоченная и засыпанная отходами завода.


Координаты:
57.234292, 59.321590
Близ устья реки Средней Утки первые русские поселения возникли еще в конце 17 века. Демидовы учредили тут пильную мельницу и готовили материалы для постройки судов еще до основания железоделательного завода в 1710-х – начале 1720-х годов, без разрешения царской администрации.

Сразу после строительства и начала работы Староуткинского железоделательного и чугуноплавильного завода в 1729 году начала действовать Уткинская пристань, с которой отправляли готовую продукцию.

При этом сплавщики «железных караванов» в Старой Утке селились отдельно. Как зафиксировал заводской смотритель В. Шарин: «Начало постройки жительства было около запруда и около гавани, а также по другую сторону речки Утки, так ближе заводу бережные улицы Конова (ныне Фрунзе), Верхняя (ныне Советская) и Вятская (ныне Кирова)».
По воспоминаниям старожилов, именно на Вятской улице селили крестьян из Вятской губернии, из которых составлялись команды по сплаву продукции по Чусовой.

В последней четверти 19 века, после появления в 1878 году Горнозаводской железной дороги, значение Уткинской пристани существенно упало. Однако сплав заводской продукции по Чусовой продолжался вплоть до 1915 года.

Зимой 1774 года во время восстания Пугачева Староуткинский завод и Уткинская пристань были разграблены и сожжены войсками атамана Ивана Белобородова. Для восстановления пристани весной 1774 года были отправлены мастеровые с Нижнетагильского завода.

К началу 19 века с Уткинской пристани ежегодно отправлялось 15-20 коломенок с продукцией Староуткинского завода.

Во время Отечественной войны 1812 года отсюда отправлялись ядра, бомбы, дробь и другие боеприпасы, произведенные на заводе.

В 1860х – 1870х гг. гидротехническая система Староуткинского завода была усовершенствована, построены верхняя и нижняя плотина. При нижней плотине имелся шлюз, благодаря которому облегчалась погрузка металла в барки и их проход в р. Утку и далее – в Чусовую.
Интересные факты:
Появлению Староуткинского завода и пристани предшествовало учреждение на реке Утке, в старообрядческом поселении, пильной мельницы. Демидовы еще до разрешения казны начали готовить тут стройматериалы для речных судов.
Сплавщики караванов Уткинской пристани селились отдельно от жителей заводского посёлка – на улице Вятская (ныне – Кирова).
Память о некогда существовавшей в заводском поселке пристани сохранилась в местной топонимике – улица близ остатков бывшего шлюза Уткинской пристани до сих пор носит название «Гавань».
Литература и источники:

  1. Н.В. Акифьева. Железные караваны на Чусовой. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2013.
  2. Рыбников П. Краткая история Староуткинского металлургического завода // Очерки истории черной металлургии Урала. Екатеринбург, 1998.
Смотрите также